Блог студии 77

Удобный сайт

20 ноября 2011

Последние пару лет в вебе принято активно пересматривать смысл и удобство ранее привычных нам элементов. Например, раньше сайты по умолчанию комплектовались блоками «новостей» и «голосования», а сегодня опытный разработчик трижды уточнит у клиента – действительно ли этот функционал на сайте так необходим?

Еще лет пять назад практически каждый, даже самых скромных размеров сайт, предлагал посетителям пройти регистрацию, подписаться на RSS и сделать страницу сайта стартовой. А вершиной крутости считалась возможность позволить пользователю самостоятельно менять сайту внешний вид.

Сегодня принято считать иначе: интерфейсы многих сайтов рассчитаны на какие-либо конкретные пользовательские сценарии, т.е. если у нас сайт интернет-магазина, пользователь, зайдя на него, должен легко найти то, что ему необходимо, убедиться, что в товаре и условиях поставки его всё устраивает, сделать заказ. Т.е это должно быть удобно. Любые отклонения от этого сценария могут негативно сказаться на эффективности продаж. Избыточный функционал может отвлечь посетителя, запутать или даже отпугнуть.

Поэтому в процессе разработки мы уделяем большое внимание упрощению интерфейсов и удобству. Мы решаем, как уменьшить количество пунктов меню, какой функционал должен быть на самом видном месте, а какой следует отодвинуть на второй план или даже полностью исключить из проекта. Упрощение интерфейса на сайте заключается даже в мелких деталях. Например, если на главной странице сайта выводятся последние новости, то какой смысл указывать в дате ее публикации год, если новости последние, т.е. свежие? Всегда ли есть смысл создавать каждой новости отдельную страницу или группировать их общими списками по годам? Нужно ли вообще писать заголовок «Новости» для блока новостей или это очевидно из контекста?

Следующий важный этап упрощения интерфейса – предотвращение пользовательских ошибок. Рассмотрим пример с регистрацией на сайте.

Удобный сайт

Почему на этом этапе может произойти ввод неправильной информации? Пользователь мог случайно допустить ошибку, невнимательно прочитать или неоднозначно истолковать то, что ему требуется ввести. Также есть ряд людей, которые воспринимают инструкции как вызов и стараются поступить наоборот. Такие пользователи рассуждают примерно так: «Ага, меня просят ввести число. А что будет, если я укажу буквы?». После чего задают явно неправильную информацию и смотрят, к чему это приведёт. Наиболее распространенные варианты подобных экспериментов:

  • вместо имени пользователь может ввести строку на 256 символов, которая зачастую может заставить верстку сайта «поплыть». Поэтому вводятся ограничения на количество символов в имени. Тем не менее, это ограничение должно позволить Константину Константиновичу Константинопольскому беспрепятственно ввести свои данные;
  • фотографию пользователь может загрузить размерами 200×10000 пикселей. Представляете, как будет выглядеть страница с таким фото? Нужно проверять размеры и формат изображений приходящих от пользователя;
  • в дату рождения иногда вписывают некорректную информацию. Решением проблемы являются четкие границы вводимых дат;
  • e-mail всегда проверятся на наличие символа @ и использование латинских букв и допустимых символов;
  • телефон можно просто ограничить 12–15 символами или даже организовывать проверки на наличие кода страны и кода оператора. Можно предложить пользователю вводить телефон в формате код_страны|код_оператора|номер_телефона
  • ICQ проверяется на наличие 5–9 цифр.

Следующий момент – реакция сайта на ошибку. Худший сценарий – когда после заполнения многочисленных полей формы и нажатия на кнопку «отправить» страница перезагружается с надписью о допущенной ошибке и предлагает ввести всю информацию заново. Самое зло, когда ошибок несколько, но выводится сообщение только о первой. В таком случае пользователь будет перезаполнять форму столько раз, сколько потребуется для поочередного устранения всех ошибок. И как контрольный в голову – необходимость при этом каждый раз вводить проверочные символы с картинки.

На сегодняшний день разработано множество методов, призванных упростить и ускорить выполнение подобных рутинных действий со стороны пользователя, при этом сводя вероятность ошибки к минимуму.

Наиболее интересный и эффективный способ сделать сайт более удобным – уменьшение количества пунктов с обязательной информацией.

По большому счету, для регистрации в интернет-магазине и возможности совершить покупку, посетителю достаточно ввести номер своего мобильного телефона (или e-mail) и пароль. Всю остальную информацию он сможет ввести при желании отдельно (для этого можно даже придумать небольшой стимул).

В итоге, чтобы сделать сайт проще, эффективнее и удобнее, требуется придумать, как сделать его большим и функциональным, а затем слой за слоем его постепенно упрощать. Поэтому в лаконичные сайты скромных размеров зачастую вложено больше времени, знаний и усилий, чем может показаться на первый взгляд.

Удобный сайт

Другие статьи автора: