Блог студии 77

Фирменный стиль

7 ноября 2013

Начну в этот раз без прелюдий. Мне знакомы три наиболее распространенных пути создания дизайна сайта: разработка на основе шаблона, иллюстрированный дизайн или использование элементов фирменного стиля.

Шаблон

Под понятием шаблона подразумевается оформление сайта абстрактными взаимозаменяемыми элементами, основная задача которых не отвлекать посетителя от размещенной на сайте информации. Т.к. новые изобразительные приемы появляются довольно регулярно, шаблонный стиль не выходит из моды.

Подобный дизайн вполне приемлем для небольшого сайта, цель которого – донести посетителю некоторую информацию. Презентуя клиенту подобный шаблонный дизайн, разработчик, как правило, говорит много слов о значении восприятия цвета сайта, модных тенденциях в размерах и формах кнопок, градиентах как на сайте Эппла, и т.п.

Иллюстрированный дизайн

Суть подхода заключается в создании одного или нескольких интересных фото или иллюстраций, имеющих отношение к роду деятельности заказчика, которые впоследствии являются основными декоративными элементами сайта. Чаще всего их помещают в шапку сайта, или используют как иллюстрации к текстам и статьям. Все остальные элементы оформления (меню, кнопки, формы) подбираются в соответствии со стилем данных иллюстраций.

Прежде всего, этот подход удачен для небольших презентационных проектов. Красиво и аккуратно иллюстрированный сайт хорошо запоминается даже случайными посетителями.

Корпоративный дизайн

Корпоративный дизайн основывается на использовании элементов фирменного корпоративного стиля: символики, цветов, шрифтов, композиции, образов, слоганов, звуков и прочего, что имеется в наличии. Хороший, продуманный стиль позволяет целевой аудитории воспринимать всю медиа кампанию бренда целостно и узнаваемо.

Отвлечемся ненадолго от дизайна, и поговорим собственно о фирменном стиле.

Я люблю приводить в качестве примера использования работающего фирстиля политическую рекламу Блока Юлии Тимошенко – без названия и логотипа народу ясно, чья реклама на биллборде. Еще более узнаваемый и глобальный пример – Билайн.

Примеры узнаваемой айдентики

К сожалению, большинство заказчиков обратившихся в студию, полиграфию или рекламное агентство за разработкой фирменного стиля не сильно задумываются, зачем именно им это нужно и как фирстиль будет впоследствии использоваться. Нередки случаи когда поводом для срочной разработки логотипа является скорое открытие сайта или заказ партии визиток.

Разработчики-дизайнеры также не всегда это понимают, но т.к. нарисовать некую закорючку по последним трендам значительно проще, чем провести анализ компании-клиента (с маркетинговыми исследованиями, анализом рынка конкурентов, позиционированием, и планированием последующей рекламной кампании) охотно берутся рисовать. Какая там система стандартов визуальной идентификации бренда? Что еще за сквозная айдентика?

Результаты этих работ часто мелькают в сети на фрилансерских сайтах и портфолио студий. Это презентации с логотипами на различных бланках, чашках, шариковых ручках и футболках.

Что с фирменным стилем происходит дальше? Ничего не происходит. Футболки с логотипом не печатаются, на ручки и чашки он не наносится, фирменные бланки, пакеты не оформляются и не раздаются. Клиент не участвует в рекламных акциях, не занимается развитием бренда и не выпускает массовый товар со своей символикой на упаковке. Фирменный стиль есть, но его никто не видит, он не выходит за пределы офиса. И так все идет, пока не принимается решение о разработке сайта.

Разработка сайта на основе фирменного стиля

Здесь все шишки на себя принимают веб-разработчики. В процессе создания корпоративного сайта, принято привязываться в его оформлении к существующему фирменному стилю компании. Разумеется, это уместно, если фирстиль разработан грамотно и легко подстраивается под особенности веб-интерфейса. Но не всегда все происходит так, как задумано. Бывает, что клиент вручает веб-дизайнерам свою визитку с пышным лого и вензелями по контуру – «Нате, от этого можно отталкиваться».

  • Один из признаков плохого логотипа – самодостаточный, пафосный значок, отвергающий всякое соседство, чувствующий себя комфортно только посреди большого белого листа;
  • Также обстоит дело и с фирменным цветом. Как сказал уважаемый мною одесский маркетолог Ярослав Трофимов – «фирменного цвета, даже когда его очень много, недостаточно для идентификации – выделиться он не позволяет. Наоборот, приоткрывает плиту над братской могилой одинаковых жертв «фирменного отсутствия стиля»;
  • Вензеля – в 99% случаев – признак дизайнерской импотенции;
  • Глобус/земной шар – это клиника (если не брать в учет ООН или ЮНИСЕФ, конечно).

Самые феерические вензеля я, пожалуй, видел в исполнении какой-то местной студии. При разработке очередной версии сайта для одного небольшого отеля они решили походу немного «освежить» логотип:

Логотип с вензелями

Вам нужен логотип/фирменный стиль, если:

  • вы производите массовый продукт и, например, оформляете его упаковку;
  • у вас магазин или салон, и вы заворачиваете покупателям товары в пакеты;
  • у вас сетевой магазин/сервис – фирстиль поможет сохранить между ними преемственность;
  • в случае проведения глобальных рекламных акций затрагивающих наружную рекламу, телевиденье, газеты, интернет;
  • в вашем отеле принято решение стилизовать гигиеническое мыло и халаты.

Наверняка, что-то еще пропустил, но суть, надеюсь, ясна.

Для других случаев, вместо логотипа (в привычном понимании) вполне достаточно написать название красивым шрифтом. А для сайта – логотип – это вообще не обязательный элемент. Ну не способствует логотип узнаваемости сайта, это единичные случаи. В качестве примера: сайт LiveInternet в 2013 году занимает 17 место по посещаемости в Рунете. Кто помнит, какой на сайте логотип?

Фирменный стиль
  • Денис
  • арт-директор
  • 25 статей

Другие статьи автора: