Блог студии 77

Продвижение в «Вконтакте»

21 сентября 2016

Для одних «Вконтакте» – развлекательная площадка, где можно общаться с друзьями, смотреть видео, слушать музыку и делиться новостями. Для других – один из инструментов маркетинга. Популярность этой социальной сети с каждым годом растет. «Вконтакте» занимает 4 место среди самых посещаемых сайтов в мире по версии SimilarWeb и 2 место среди пользователей уанета по данным Gemius Global за январь 2016 г. Такие показатели говорят о том, что продвигать собственный бизнес за счет этой социальной сети определенно стоит. Главное, знать, как это правильно делать, чтобы получить эффективный результат. Об этом и пойдет речь в нашей статье.

Прежде, чем представить свой бизнес «Вконтакте», определитесь, есть ли там ваша целевая аудитория и насколько она активна.

Согласно данным Brand Analytics в декабре 2015 г. в этой социальной сети сосредоточилось 56,3% женщин и 43,7% мужчин. Среди тех, кто указал свой возраст – 64% − люди от 18 до 34 лет. Конечно, это лишь общие показатели. Чтобы получить детальную картину перед конкретной рекламной активностью нужно проводить собственные маркетинговые исследования, которые будут учитывать все необходимые параметры: от пола аудитории до её личных предпочтений.

Если же потребители товара или услуги по итогам анализа оказываются активными пользователями этой социальной сети, можно приступать к разработке стратегии продвижения.

Определяемся с задачами

Стратегия продвижения выбирается в зависимости от задач компании. Если это продажи – подойдет таргетированная реклама или реклама в сообществах.

Таргетированная реклама − это объявления в левой колонке сайта ВК, привязанные к анкетным данным пользователей (пол, возраст, местоположение, интересы).

Когда нужно увеличить посещаемость сайта – эффективным решением будет завести группу или паблик, где будут освещаться анонсы интересных статей со ссылкой на источник.

Ссылки в постах в ВК

Таким образом, чтобы прочитать информацию полностью, пользователю придется перейти на сайт. Если же задача компании – повысить лояльность к бренду или его узнаваемость – помимо создания группы и публикации в ней новостей, потребуется регулярный постинг вовлекающего контента.

Вовлекающий контент для паблика

Цель – получить ответную реакцию от участников или посетителей группы: лайки, репосты, голоса или комментарий. Посты должны быть близки тематике сообщества, будь-то шутка или полезный совет (лайфхак).

Веселые посты в группе ВК
Лайфхак в группе ВК

Также нужно своевременно отвечать на вопросы и отзывы посетителей, уметь нейтрализовать негатив. Только не таким способом:

Работа с возражениями в группе ВК

Чтобы систематизировать работу над сообществом создается контент-план, который обычно включает в себя тематику постов, время и дату их выхода.

Пример контент-плана для группы Вконтакте

Переходим к стратегии

Остановимся на поиске стратегии продвижения, задача которой предполагает создание группы или паблика.

Выделяют два основных варианта позиционирования сообщества: по бренду и по интересам.

В первом случае в центре внимания группы – компания или товар, которому посвящена большая часть контента. Во втором – тематика, которая интересна целевой аудитории. Например, если компания продает мебель, логичным решением будет создать группу по теме интерьера, где незначительный процент публикуемого контента – реклама продукта.

Если компания или товар известные и уже имеют определенное количество поклонников – выбирайте позиционирование по бренду. Этот подход повышает лояльность покупателей и их повторные покупки. Для стартапов подойдет стратегия «по интересам». Ее преимущество в том, что в группу приходят люди, которые искренне интересуются её тематикой. Поэтому у компании есть возможность ненавязчиво познакомить аудиторию с продуктом, который наверняка будет ей интересен. Эта стратегия рассчитана на увеличение продаж и узнаваемости бренда.

Оформление сообщества

Попробуйте взглянуть на свою группу взглядом участника, а не владельца бизнеса.

Для примера найдите 5 групп коммерческого типа и 5 – по интересам, в которых вы еще ни разу не были. Хорошо, если это будут сообщества прямых конкурентов. Возьмите листик, ручку и запишите все свои последующие действия. Например, посмотрел на название группы, потом на аватар, прочитал статус, зашел в обсуждения и так далее. После того, как «пройдетесь» по всем сообществам, выделите одинаковые по последовательности действия, которые совершались вами – это поможет понять, на что стоит обратить внимание в первую очередь при оформлении сообщества, а что отложить на второй план или вовсе убрать. Отдельно запишите, какие группы вам понравились, а какие нет и почему, включая оформление и сам контент. Ведь рекомендаций по ведению сообщества миллионы, но ни одно из них не гарантирует эффективного результата, потому как они являются общими, а каждая компания и продукт уникальны. Поэтому мы рекомендуем всегда руководствоваться собственным анализом, быть искренним и честным для своих клиентов. Они это чувствуют.

Продвижение сообщества

Существуют «серые» и «белые» методы продвижения сообщества. Первые предполагают добавление в друзья целевой аудитории с настоящих или ложных страничек (ботов), спам в личные сообщения и сообщества, накрутка фейков в группу и многое другое. Все это считается запрещенными методами продвижения и чревато блокировкой личного аккаунта или даже сообщества на время или навсегда. Когда-то администрация «Вконтакте» относилась снисходительно к использованию такого подхода, сейчас это строго регулируется. Поэтому, серьезные компании, которым важна репутация, используют только «белые» методы продвижения. Среди них:

  • таргетированные объявления, которые предполагают настройку по четким параметрам аудитории: возраст, пол, география и т.д.;
  • рекламные записи в сообществах. Предполагаются публикации или партнерские ссылки в тематических сообществах на определенный срок. Это можно сделать двумя путями: через специальные биржи или напрямую связавшись с админом группы;
  • продвижение записей, которые размещаются в ленте пользователя от имени сообщества компании;
  • специальные предложения в играх. Игроку предлагается выполнить различные действия (регистрация на сайте, вступление в сообщество и т.д) в обмен на вознаграждение в игре.

Подробнее с правилами для перечисленных способов можно ознакомиться в графе «реклама», которая находится внизу меню «Вконтакте».

Таким образом, можно продвигать не только группу, но и сайт. Стоит лишь указать об этом при настройке того или иного вида рекламы.

Среди неофициальных форматов рекламы «Вконтакте» разрешается также реклама сообщества по бартеру, когда группы схожие по целевой аудитории обмениваются постами. Например, интернет-магазин по продаже внешних аккумуляторов может обменяться постом с туристической компанией. Их общая аудитория – путешественники.

Сообщество «Вконтакте» может служить, не только аналогом сайта, но и выступать в роли «волшебника», который превращает посетителей сайта в участников сообщества. В этой ситуации решаются проблемы лояльности и повторных покупок. Добиться этого возможно несколькими способами:

  • установив на свой ресурс виджет, который позволяет посетителю, не выходя из сайта, вступить в сообщество или оставить отзыв/комментарий от имени пользователя социальной сети. Кстати, в августе 2016 г. «Вконтакте» запустил в работу новый виджет для внешних сайтов «Сообщения сообщества». Теперь пользователи сайта или лендинга могут вести диалог с представителем группы «Вконтакте» не покидая сайт;
  • с помощью ретаргетинга. Он позволяет показывать рекламные материалы пользователям, которые уже посетили сайт и ознакомились с продуктом. Для этого нужно собрать аудиторию в единую базу. Это можно сделать двумя способами:
    1. загрузив данные (номера телефонов, адреса электронной почты или идентификаторов страниц «Вконтакте») из заранее приготовленного файла. Собрать эти данные можно при помощи специальных сервисов, таких как Церебро;
    2. получить с сайта при помощи пикселя ВКонтакте. С его помощью все посетители ресурса, у которых есть личные аккаунты «Вконтакте» попадают в единую базу, которая хранится в вашем личном кабинете «Вконтакте» и в дальнейшем используется в таргетированной рекламе.

Ведение сообщества

Контент служит основной мотивацией не только для вступления в сообщество, но и для проявления активности в нём. Все вокруг твердят, что контент должен быть уникальным, то есть скомпонованный из собственных мыслей. Мы считаем, что контент в первую очередь обязан быть интересным и полезным аудитории. Да, уникальность тоже важна, так как она – один из факторов, который выводит сообщество в топ поиска, как внутри социальной сети, так и во внешнем поиске. Но, ежедневно писать по несколько уникальных и стоящих постов одному копирайтеру не под силу, даже если он суперпрофессионал своего дела. Через определенное время у него случится профессиональное выгорание, и он не сможет больше написать ни одного нормального текста. Поэтому уникальные тексты приходится чередовать с обычными. Хороший рерайт еще никто не отменял. Да и придумать, к примеру, собственную актуальную шутку тоже не у всех талант есть. Не нанимать же для этого специального юмориста. Поэтому приходится копировать у кого-то. Главное, в этом вопросе знать меру и постоянно отслеживать реакцию аудитории. Это очень важно! Возьмите себе за привычку каждую неделю анализировать посты по шкале заинтересованности. Рубрики, которые набрали наибольшее количество откликов – оставляйте, а те, что не получили ни какой реакции или проявили ее слабо – смело вычеркивайте. В этом деле нельзя зевать. В скучной и бесполезной группе никто сидеть не будет. Поэтому еженедельно вносите правки в свой контент-план, следите за тем, как продвигают себя конкуренты и постоянно радуйте аудиторию интересными акциями и конкурсами.

Оценка эффективности

Активность в сообществе – еще одни из факторов, который влияет на его позицию, как во внутреннем поиске «Вконтакте», так и в «Гугл» и «Яндекс». Поэтому ее постоянно нужно отслеживать. Сделать это можно, нажав на графу «Статистика» под аватаром в управляемой группе. Если активность оказывается низкой – значит, следует пересмотреть стратегию продвижения.

Эффективность таргетированной рекламы отслеживается в рекламном кабинете «Вконтакте». Запущенное объявление или серию объявлений рекомендуется постоянно редактировать, чтобы держать показатели конверсии на высоком уровне. Так, как первоначальная настройка таргетинга редко оказывается удачной и объявления приходится тестировать, пока не определится лучшее. Также показ одного и того же рекламного меседжа вызывает привыкание у тех, кто его видит. Количество переходов снижается, соответственно конверсия падает, а цена за клик или показ становится больше. В общем таргетинг – это отдельная наука и заниматься им должен человек, который в этом «съел не одну собаку» и знает, как эффективно распределить рекламный бюджет.

Продвижение бизнеса «Вконтакте» − не ограничивается постингом новостей компании и приглашением друзей в группу, которое часто поручают сотрудникам, далеким от «мира SMM». Чтобы получать отдачу – нужно вкладывать. Хотите получать новых посетителей через таргетированную рекламу – наймите опытного таргетолога и не скупитесь на рекламный бюджет. Активность в группе равна нулю – значит, пора заняться поиском копирайтера, дизайнера и SMM-маркетолога, который будет генерировать новые идеи соответственно задачам бизнеса и контролировать эффективность продвижения.

Надеемся, нам удалось дать верное направление для дальнейшего изучения продвижения «Вконтакте». Главное, в этом деле не сидеть на месте, а постоянно следить за ситуацией, новые «фишки» маркетинга в социальных сетях появляются практически каждый день. Чтобы быть конкурентоспособным, нужно вовремя их применять.

Продвижение в «Вконтакте»

Другие статьи автора: